Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Кислородно-топливные боеприпасы. Боеприпасы объемного взрыва.
21:54
Кислородно-топливные боеприпасы. Боеприпасы объемного взрыва.

    Ранее мы уже говорили о таком классе промышленных БВВ, как оксиликвиты, сегодня упомянем его близкого “родственника” – смеси для боеприпасов объемного взрыва. Данный тип взрывных устройств так же именуют: кислородно-топливные бомбы, вакуумные боеприпасы, термобарические боеприпасы и иными терминами. Но, наиболее корректным вариантом является “боеприпасы объемного взрыва” (БОВ). Что бы понять принцип действия этих устройств мы немного вспомним историю.

    Итак, вторая половина ВМВ, западный фронт, США и Великобритания стирают с лица Земли города и промышленные объекты Германии. При этом широко применяются фугасные авиабомбы большой массы, бомбежки несут сплошной характер. За один вылет на задание уходит до 100-150 тяжелых бомбардировщиков, несущих по 2-10 авиабомб массой 500-1000 кг каждый. При нанесении бомбовых ударов по промышленным и сельскохозяйственным объектам был отмечен интересный факт. Первая бомба, попавшая в элеватор или хранилище угля, поднимала ударной волной облако пылеобразного порошкового топлива (мука, угольная пыль, опилки, древесная мука, порошки металлов и пр.), вторая близко разорвавшая авиабомба вызывала очень сильные разрушения. Это было вызвано совместным действием вспышки облака из горючей пыли и фугасного действия авиабомбы. Визуально подобное легко наблюдать в бомбовый прицел, за счет колебаний воздуха при распространении ударной волны, колыханий веток деревьев, подъему пыли у земли и пр.

    Военные обратили внимание на эти факты и затребовали изучения возможности повышения мощности классических боеприпасов с использование данного эффекта. Результаты исследований, проведенных в США в первое послевоенное десятилетие, показали возможность создания специальных боеприпасов, имитирующих образование облака из топлива и атмосферного воздуха.

    Как известно, все БВВ (как и все ВВ в целом) состоят из топлива и окислителя, которые могут быть связаны в одной молекуле (ТНТ, гексоген, ТЭН, DINA и пр.) или входит в состав двух разных соединений (дымный порох, динаммоны, перхлоратные и хлоратные смеси и пр.) или находится в чистом виде (оксиликвиты и подобные смеси). Если реализовать вариант использования в качестве окислителя атмосферного кислорода, тогда можно резко повысить энергетический эффект взрывного превращения каждой единицы массы состава. Рассуждая в этом порядке, научные сотрудники перепробовали ряд топлив, находящихся в различном агрегатном состоянии и имеющих различную природу и теплотворную способность, так же, испытали различные методы образования смешенного облака.

     В результате были сделаны следующие выводы:

 1. Наилучшим образом распыляются газообразные топлива, несколько хуже жидкости с низкой вязкостью, и хуже всего порошки. Причем, для порошков большую роль играют физико-механические свойства и условия хранения (слеживание, гигроскопичность, влажность, дисперсность, клейкие примеси и пр.).

 2. При повышении теплотворной способности топлива, растет мощность взрывного превращения боеприпаса.

 3. Наличие у топлива собственных взрывчатых свойств (свойства индивидуального БВВ, ВВ) негативно сказывается на равномерности и качестве образующегося облака.

 4. Оптимальный результат образования облака достигается при размещении в центре контейнера с топливом сферического или цилиндрического заряда БВВ. Его мощностные характеристики значения практически не имеют, но, для снижения массы боеприпаса следует брать максимально мощные БВВ.

 5. Наличие в молекуле топлива эксплузафобных группировок и дополнительного окислителя, а так же, низкие температуры кипени и малые размеры молекул способствуют быстрому образованию облака и высокой скорости сгорания полученной воздушно-топливной смеси. Что увеличивает фугасность и бризантность взрыва.

 6. Минимальная, и даже нулевая зольность топлива приводит к максимальному разрушительному эффекту взрыва.

     На основании этих выводов в 1960 году в США были представлены на войсковые испытания серия боеприпасов объемного взрыва, снаряженных окисью этилена или его смесью с горючими газами (метан, этилен, этан, ацетилен). Боеприпасы содержали по несколько десятков килограммов топлива и имели цилиндрическую форму.

    Основным БОВ первого поколения стала авиабомба массой около 50 кг, содержащая распыляющий заряд ТГ50 массой 1,5 кг и 32,6 кг окись этилена. Позже стали использовать и другие виды топлив, например: окись пропилена, пропилнитрат, метан или специальную смесь МАРР (ацетилен, метан, пропан, пропадиен), а так же, другие составы. Упрощенная схема и принцип действия представлены на рисунке ниже.

     После сбрасывания с самолета происходит выдвижение контактного штыря длиной около 0,6 метра, который при контакте с поверхностью земли вызывает подрыв центрального заряда. Заряд разрушает корпус и распыляет топливо в виде облака диаметром 14-18 метров (в зависимости от метеорологических условий, срока годности заряда, качества его сборки и др. факторов), высота облака около 3 метров. Одновременно отделяются четыре детонатора по 20 гр. тетрила, которые разлетаются из верхней части боеприпаса в разные стороны как осколки и срабатывают с замедлением около 0,12 – 0,13 секунды. Детонация аэрозольного облака происходит со скоростью 0,8 – 1,5 км/сек в различных частях облака, что вызывает избыточное давление по фронту облака до 21-25 атм. При расширении облака на расстояние в 3-5 радиусов происходит уменьшение избыточного давления до 1 атм. (абсолютное давление около 2 атм.). Избыточного давления в 21 атм. достаточно для уничтожения деревянного сооружения сельского типа или обрушения кирпичной стены толщиной в 1-3 слоя кладки. Давление до 2-3 атм. вызывает сильную контузию личного состава с последующей гибелью. Избыточное давление в 1 атм. достаточно для легкой контузии или переворачивания вертолета на стоянке.

     Таким образом, авиабомба массой немного больше 50 кг выводит из строя весь личный состав в радиусе до 40 метров от места взрыва и выносит остекление на значительно больших дистанциях. При этом следует отметить, что бризантность взрывной волны сильно страдает в связи с малой скоростью распространения детонации в газовой среде. Спустя всего девять лет с момента первых войсковых испытания нового типа боеприпасов, в США развернули конвейерное производство нового типа оружия и начали его массовое использование в ходе конфликта во Вьетнаме.

    Отдельно хочется отметить, что производство топлив для БОВ обходится промышленности намного дешевле, чем классических БВВ. Так, 1 кг гексогена стоит в 2,6 раз дороже 1 кг ТНТ, 1 кг ТНТ в 2 раза дороже 1 кг динамита Мк1, а 1 кг динаммона в 2,5 раза дешевле 1 кг динамита. Окись этилена в 2 раза дешевле 1 кг динаммона, а 1 кг метана в 2-5 раз дешевле 1 кг окиси этилена. Все топлива для БОВ производят невоенные предприятия, причем в огромных количествах, что так же, объясняет стремление к их внедрению.

    На этом заканчивается история боеприпасов объемного взрыва первого поколения, хотя они до сих пор массово находят применение на полях сражений. Мы подробнее остановимся на действии БОВ и их более современных вариантах в нашей следующей беседе.

Категория: Баллистика | Просмотров: 1783 | Добавил: Chemadm | Теги: ТОС, фугасный эффект, боеприпасы, виды снарядов | Рейтинг: 4.6/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]