Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Март » 27 » Платное образование и качество полученных знаний.
11:13
Платное образование и качество полученных знаний.

    Ранее мы рассмотрели теоретические основы образовательного процесса и сравнили перспективы развития технического и гуманитарного образования, сегодня остановимся на экономической стороне вопроса.

    Начиная с античности, образование всегда было платным, причем, для большинства населения оно было просто не по карману. Возникшие в 18 – 19 веках социалистические теории предусматривали максимально равномерное разделение всех материальных благ между всеми гражданами. В ходе индустриализации всех сфер экономики в течение 19-го века, удельное производство товаров народного потребления значительно возросло, что повысило уровень достатка большинства населения. Все это определило предпосылки для внедрения массового образования.

    Мы не будем подробно останавливаться на истории, лишь отметим, что наибольших успехов в количественном и качественном плане достигли в царской России на рубеже 19-го и 20-го веков, а так же, в СССР. Во многих странах третьего мира, и сегодня образование недоступно для большей части населения.

    Неоспорим тот факт, что для духовного и интеллектуального развития каждого человека и общества в целом, необходим базовый уровень образования во всем мире. Кроме того, знание истории, лингвистики, географии, экономики, физики и многих других дисциплин, необходимо для принятия правильных решений, как в обыденной жизни, так и при участии в общественно-политической жизни человеческого общества. Человек, не имеющий даже базового образования, не способен принимать решения и участвовать в управлении страной. Большинство населения ряда стран Африки, Юго-восточной Азии и Латинской Америки не имеет необходимого образования, что дает благоприятную почву для самых различных экономических, политических, военных и пр. осложнений.

    Стоит отметить, что под базовым курсом обычно подразумевается школьное образование. К обязательному образованию стоит отнести и среднее специальное образование (техникум, ПТУ, колледж и др.). При этом нельзя забывать, что всего два-три десятилетия назад, школьное и среднее специальное образование во многих странах (и в России в том числе) было на значительно более высоком уровне, чем сейчас. Откройте любой Советский учебник для техникумов и сравните его с курсом большинства современных учебников для ВУЗов, Вы будете в шоке. Объем и глубина изложения материала в современных учебниках для ВУЗов, подчас меньше, чем в Советских учебниках для техникумов. Это не связано напрямую со стоимостью образования, скорее, это связано с отношением к образованию и подходом к обучению, о чем мы немного говорили ранее.

    Многие “деятели” любят обращать свои взоры на запад, стараясь перенять идеи у “богатеньких” США и “сытой” Европы. В США все образование платное и имеет до неприличия низкое качество, о чем неоднократно отмечалось, как в различных СМИ, так и в научных трудах.

    Если смотреть на проблему объективно, то школьное образование должно быть бесплатным. При этом крайне важно поднять уровень образования за счет повышения его качества. Современные тенденции модернизации Российского образования ориентированы, большей частью, на западную систему. В результате, абитуриенты приходят в ВУЗ и говорят, что им это не преподавали, то не объясняли, этого они не знают и пр. И так целые потоки. Так происходит по простой причине. Учителя стараются, при минимальных затратах времени и сил, загрузить в учащихся побольше материала (объем программы за последнее десятилетие только увеличился), не пытаясь (а подчас, и не умея) преподносить материал в виде слаженной системы и объяснять суть изложенного. В результате, школьники зазубривают огромные объемы “разношерстных” сведений, но, так и не обучаются мыслить. У большинства даже складывается мнение, что “учиться” это от слова “заучивать”.

   Наилучшие результаты в процессе обучения достигают те преподаватели, кто старается разъяснять смысл материала, выстроить слаженную систему знаний, в которой учащемуся будет легко ориентироваться. Этого легко достичь, если строить логические цепочки через весь массив знаний каждого предмета и даже между отдельными предметами. Например, можно проводить аналогии между Декартовской системой координат в математике и вычислениями потенциальной энергии тела в физике, соотносить исторические события с глобальными экономическими и социальными процессами в обществе, приводить в курсе биологии уравнения из химии и мн. другое.

   Кроме базового школьного образования всем гражданам необходимо среднее образование для освоения ряда несложных специальностей. Специальное образование, так же, должно быть бесплатным или за него стоит установить символическую плату, доступную для всех граждан. Напомним, что платное образование позволяет снизить расход бюджетных средств и дополнительно мотивирует учащихся серьезнее относиться к процессу обучения (что стало в последние несколько десятилетий серьезной проблемой мирового масштаба). Кроме того, дополнительный приток финансирования учебных заведений способствует повышению качества обучения и научной работы на базе учреждения.

   Что касается высшего образования, то для начала приведем пару примеров. В Японии все образование сравнительно недорогое, но, требования к обучению очень высокие, поэтому студенты вынуждены не только трудиться в поте лица, но и тратить существенные средства на репетиторов, дополнительные курсы и пр. В результате, в Японии, при сравнительно небольших затратах бюджетных средств на образование, качество образования на весьма приличном уровне. Но, расходы на образование детей в среднестатистической семье достигают 30% семейного бюджета. Другой пример - США, в стране все образование платное и весьма дорогое. Высшее образование, среди трудоспособного расселения, имеют всего несколько процентов граждан. При этом более 95% обладателей высшего образования трудоустроены, а около 90% трудоустроенных специалистов работают по специальности, приобретенной в ВУЗе. Последний пример, южные штаты Индии. Как известно, в данном регионе весьма высокая плотность населения, страна небогатая, а повышение плотности населения чревато осложнением экономических, политических, экологических, социальных и многих других сфер жизни. Правительство страны безуспешно пыталось снизить рождаемость в данном регионе в течение почти двадцати лет, пока в середине 1970-х годов не поступило одно интересное предложение. Предложили ввести бесплатное высшее образование для девушек. Предложение на первый взгляд непонятное, но, за три десятилетия работы данного проекта, рождаемость в регионе снизилась более чем в 10 раз.

    Делаем выводы, ибо, как известно: “умный учиться на чужих ошибках, середнячек учится на своих, слабоумный не учится совсем”.

   Высшее образование должно быть платным хотя бы потому, что расходы на каждого студента составляют сегодня порядка 130-140 тысяч рублей в год, или около 12 тысяч в месяц. Это солидная дыра в бюджете. При этом среди безработных в современной России до 20-30% обладателей высшего образования, многие среди трудоустроенных граждан работают не по специальности. Как уже было отмечено ранее, количество мест в ВУЗах по каждому направлению и специальности, должно диктоваться потребностями учреждений и предприятий, которые впоследствии примут на работу молодых специалистов. Стоит вспомнить опыт распределения выпускников в СССР. Конечно, система не сможет работать “как часы”, поэтому, необходим небольшой запас.

    Основная масса мест в ВУЗах должна быть “бюджетной”, то есть, 50% оплаты вносят учащиеся, а 50% оплачивает государство. Это гуманнее, чем в США или Европе, но, рациональнее, чем в России последних десятилетий. Небольшое количество мест стоит предоставить одаренным абитуриентам, которые отбираются в ходе олимпиад и тестирований. По настоящему одаренные люди должны иметь возможность получить абсолютно бесплатное образование. Но, как показывает практика, таковых набирается не более 1-2% от всех желающих поступить в ВУЗ. Конечно, в случае отставания в учебе, таких студентов следует переводить на стандартные места с 50% оплатой обучения. Всех, кто не прошел по конкурсу на бюджетные места, но, желает поступить в ВУЗ, можно принять с 100% оплатой процесса обучения, но, таковых будет немного, 8-14% в зависимости от демографической ситуации в стране. Эти проценты и станут тем буферным резервом, который обеспечит сглаживание недостатка или избытка кадров. Конечно, 50% оплаты образования, это около 6 тысяч в месяц с человека, что примерно равно квартплате в среднем городе России. Но, нельзя забывать, что, если человек не собирается профессионально заниматься наукой или занимать руководящий пост, тогда ему нет необходимости получать высшее образование, достаточно техникума.

    Современные требования высшего образования от всех руководителей, бумагомарателей, наблюдателей и прочих офисных работников, привели к полному маразму. Мне известны случаи, когда генеральным директором предприятия химической отрасли был выпускник механического факультета, а начальником цеха машиностроительного предприятия был человек с экономическим образованием. Пользы от такого подхода немного.

    Как один из вариантов решения данной проблемы, могу предложить, чтобы каждого специалиста на руководящие должности, на работу принимал будущий начальник, который обязан быть компетентен во всех основных вопросах своего учреждения (предприятия, ведомства, организации и пр.). При этом заработная плата каждого руководителя должна напрямую зависеть от эффективности работы вверенного ему персонала. Подобная система была на китобойных судах 100-200 лет назад. Каждого работника принимали на работу не за фиксированную сумму, а за долю от добычи. Чем лучше и слаженнее потрудится весь экипаж судна, тем больше будет добыча, и тем больше доля каждого. Аналогично и здесь. В этом случае, каждый начальник будет заинтересован принимать на работу квалифицированных специалистов, не в зависимости от наличия или отсутствия у них высшего образования. Ведь, как известно, если человеку интересна данная тема, и он занимается самообразованием, он легко освоит любой предмет даже без посторонней помощи. Тем более что мы говорим о руководящих и наблюдательных должностях, где главное это заполнение и перекладывание бумажек. Приличного среднего технического образования для этого более чем достаточно.

    В завершение хочется отметить, что все производственные сферы экономики обслуживаются всего 2-5% трудоспособного населения, что требует по факту всего 0,5-1% специалистов с высшим образованием. Остальным гражданам иметь высшее образование желательно, но, не всегда обязательно.

Категория: Пища для размышлений | Просмотров: 674 | Добавил: Chemadm | Теги: Высшее образование, фундаментальные предметы, система образования | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 4
1
3  
Должна быть ещё забота ВУЗа об имидже, то есть, о качестве своего образования.

0
4  
Имидж само-собой, но, ВУЗу необходимы условия для реализации оптимальных образовательных программ. Например, жизнеспособное законодательство и подобающее финансирование.

1
1  
Отличники - бесплатное обучение, бесплатное общежитие, повышенная стипендия на уровне МРОТ + гранты, красный диплом.
Хорошисты (не более 1-2 троек за сессию) - бесплатное обучение, частичная оплата общежития, стипендия, обычный диплом.
Троечники - все платное, без стипендии, справка о прохождении курса обучения. 

Обоснованные рекламации на качество образования от работодателей или выпускников должны вести к снижению или даже прекращению гос. поддержки такого ВУЗа.

0
2  
Суть функционирования подобной системы предусматривает высокое качество образования и мотивацию учащихся к образовательному процессу. Обоснованных претензий быть не должно. Их и сегодня не много, даже при нынешнем уровне образования, хотя, существует тенденция к росту. Особенно, на фоне падения количественных и качественных показателей в последние 10 лет.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]